Послуги

Оцінка вартості родовищ



Консультації, аналітика, ліцензування


Розвідка родовищ


Водозабезпечення


Інженерна геологія


Проектування відкритих гірничих робіт



Буріння свердловин



Due diligence

 
Корисні ресурси

МІНІСТЕРСТВО ОХОРОНИ НАВКОЛИШНЬОГО ПРИРОДНОГО СЕРЕДОВИЩА УКРАЇНИ

Лондонська біржа металів LME

Котировки LME (рос. ресурс infogeo.ru)
 





Титан России. Минерально-сырьевая политика

До переліку публікацій

В.С. Металиди, ЧП «Укргеомин», г. Киев, Украина.

По экспертным оценкам и прогнозам российских ученых, к 2010–2020 годам, России ежегодно потребуется не менее 600 тыс. тонн ильменитового концентрата, в том числе, около 200 тыс. тонн для производства металлического титана и сплавов и 400–600 тыс. тонн ильменитового концентрата для производства пигментного диоксида титана.

Основная цель, методы и инструменты государственной политики России направлены на создание собственной минерально-сырьевой базы титана и устранения зависимости России от импорта концентратов из Украины и других стран. Для достижения этой цели, РФ наращивает балансовые запасы титана страны, в основном, за счет доразведки известных месторождений, переоценки запасов забалансовых месторождений, постановки на государственный баланс забалансовых запасов, перевода месторождений из категории железорудных в госбалансе в титановые. Следующий шаг - их последующая продажа и вовлечение в эксплуатацию. Например, в 1999г поставлено на баланс известное Чинейское месторождение титаномагнетитовых руд и за счет этого разведанные запасы титана России выросли более чем на 22%. Государственным балансом РФ уже учитывается 23 месторождения, в том числе 11 коренных и 12 россыпных.

В федеральных программах, утвержденных правительством РФ – «Титан России» (1992 год) и «Руда России» (1996 год) предусмотрена и обоснована необходимость освоения месторождений титана. В 1996–2007 годах должна была начаться отработка Туганского, Центрального, Лукояновского, Тарского, Тулунского, Ярегского и Бешпагирского месторождений. В последние годы выданы или проданы на аукционах лицензии и на основные коренные месторождения – Чинейское, Куранахское, Медведевское, Копанское.

К сегодняшнему дню, все ГОКи на базе всех перечисленных месторождений должны были бы работать на полную проектную мощность и обеспечивать заявленную потребность России в ильменитовых и рутиловых концентратах. Все эти проекты, широко анонсированные перед общественностью, как действия призванные обеспечить независимость России от поставок импортных концентратов, привлечь значительные инвестиции в регионы, увеличить экспортный потенциал страны, развить в регионах высокотехнологичное производство, создать новые рабочие места, улучшить или создать необходимую инфраструктуру, приумножить национальное богатство и пр., были инициированы федеральными и местными властями и поддержаны крупными компаниями - недропользователями. Программы и проекты до сегодняшнего дня не реализованы.

Это связано с тем, что поставленные на государственный учет балансовые запасы титана России сосредоточены, в основном, в коренных месторождениях со сложными горно-геологическими и минералого-технологическими параметрами и характеристиками, не позволяющими большинство из них в настоящее время вовлечь в промышленное освоение.

Как констатируют и российские ученые (Л.Быховский, Л.Тигунов, 2007), на балансе РФ преобладают запасы руд, сложенных нетрадиционными минералами, промышленная ценность которых остается проблематичной, и комплексными месторождениями. Более 30% запасов титана России заключено в нефтеносных высококремнистых лейкоксеновых рудах Ярегского месторождения. Около 20% – в титаномагнетитовых рудах Чинейского месторождения, более 5% – в сфен-титаномагнетитсодержащих апатит- нефелиновых рудах Хибинских месторождений. К лопаритовым рудам Ловозерского месторождения приурочено более 2% запасов титана. На этих месторождениях десятилетиями предпринимались попытки практического использования и технологического передела нетрадиционных концентратов, которые не увенчались успехом и, соответственно, запасы титана в титаномагнетитовых, перовскитовых, сфеновых рудах, пока не востребованы.

Кроме этого, титановые, вернее, титансодержащие руды России значительно беднее, чем в основных странах - продуцентах титановых концентратов (Канада, Норвегия, ЮАР, Австралия) - содержание двуокиси титана в главных российских месторождениях в 1.5-2 раза ниже, нежели в аналогичных зарубежных.

Таким образом, в собственно титановых, ильменитсодержащих рудах и россыпях, сосредоточено не более трети балансовых запасов титана страны. При этом, руды и россыпных месторождений уступают по качеству зарубежным аналогам. Как правило, эти месторождения представлены погребенными, иногда глубокозалегающими, залежами сложенными тонкозернистыми песками, с неотработанной технологией извлечения ильменита.

Казалось бы, государственная минерально-сырьевая политика России, на сегодняшний день, не достигла своей основной цели. Использованные инструменты позволили увеличить цифры в государственном балансе запасов страны и заявить о лидирующих позициях России по запасам и базе запасов титана в мире, но оказались недостаточными для вовлечения месторождений в эксплуатацию. В то же время, эта политика привела к следующим основным результатам: в проблему вовлечен крупный российский бизнес взявший на себя обязательства по реализации титановых региональных сырьевых и инфраструктурных проектов, финансовые риски и социальную ответственность; наполнен и наполняется государственный бюджет за счет продажи лицензий на право пользования такими месторождениями, платежей, ренты за пользование недрами.

Можно поставить под сомнение «рыночность» и правильность использованных государством законодательных и институциональных механизмов минерально-сырьевой политики (лицензирование недр, размещение госзаказа, государственный баланс запасов и связанные с ним институты, управляемость бизнеса и пр.), при продаже таких сырьевых активов. Но можно не сомневаться, что такие факторы как: благоприятная конъюнктура рынка, продолжающаяся разработка технологий извлечения титана из нетрадиционного минерального сырья, а, самое главное, последовательность России в собственной минерально-сырьевой политике, в ближайшей перспективе может привести к достижению и обозначенной основной цели и созданию полноценной горно-металлургической и химической титановой индустрии, что, в свою очередь, основательно укрепит позиции РФ на мировом рынке.

Свидетельством этому, является консолидация усилий компаний «Ариком» (недостающее сырьевое звено) и ФГУП «Рособоронэкспорт» (25-27% мирового производства губчатого титана и 15% мирового производства металлического титана и его сплавов) и подписание соглашения, в конце 2007 года, о создании в России производства диоксида титана (недостающее звено). Базой нового производства будут руды Куранахского месторождения и ресурсы ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»

Происходящие изменения в России, не могут не касаться и не затрагивать интересы других стран. Украина обладает мощной и качественной сырьевой базой титана, пока является одним из основных производителей и экспортеров титановых концентратов и пигментной двуокиси, имеет и определенные авиа- и ракетостроительные амбиции. Все перечисленные факторы, потенциально, может быть еще некоторое время, позволят Украине быть одним из самых сильных игроков на мировом титановом рынке.


 
(C) 2009 All Rights Reserved. [email protected]
Головна || Послуги || Публікації || Менеджмент || Технічне забезпечення || Наші проекти || Контакти