До переліку публікацій
В.С. Металиди, ЧП «Укргеомин», г. Киев, Украина.
По экспертным оценкам и прогнозам российских ученых, к 2010–2020 годам, России ежегодно потребуется не менее 600 тыс. тонн ильменитового концентрата, в том числе, около 200 тыс. тонн для производства металлического титана и сплавов и 400–600 тыс. тонн ильменитового концентрата для производства пигментного диоксида титана.
Основная цель, методы и инструменты государственной политики России направлены на создание собственной минерально-сырьевой базы титана и устранения зависимости России от импорта концентратов из Украины и других стран. Для достижения этой цели, РФ наращивает балансовые запасы титана страны, в основном, за счет доразведки известных месторождений, переоценки запасов забалансовых месторождений, постановки на государственный баланс забалансовых запасов, перевода месторождений из категории железорудных в госбалансе в титановые. Следующий шаг - их последующая продажа и вовлечение в эксплуатацию. Например, в 1999г поставлено на баланс известное Чинейское месторождение титаномагнетитовых руд и за счет этого разведанные запасы титана России выросли более чем на 22%. Государственным балансом РФ уже учитывается 23 месторождения, в том числе 11 коренных и 12 россыпных.
В федеральных программах, утвержденных правительством РФ – «Титан России» (1992 год) и «Руда России» (1996 год) предусмотрена и обоснована необходимость освоения месторождений титана. В 1996–2007 годах должна была начаться отработка Туганского, Центрального, Лукояновского, Тарского, Тулунского, Ярегского и Бешпагирского месторождений. В последние годы выданы или проданы на аукционах лицензии и на основные коренные месторождения – Чинейское, Куранахское, Медведевское, Копанское.
К сегодняшнему дню, все ГОКи на базе всех перечисленных месторождений должны были бы работать на полную проектную мощность и обеспечивать заявленную потребность России в ильменитовых и рутиловых концентратах. Все эти проекты, широко анонсированные перед общественностью, как действия призванные обеспечить независимость России от поставок импортных концентратов, привлечь значительные инвестиции в регионы, увеличить экспортный потенциал страны, развить в регионах высокотехнологичное производство, создать новые рабочие места, улучшить или создать необходимую инфраструктуру, приумножить национальное богатство и пр., были инициированы федеральными и местными властями и поддержаны крупными компаниями - недропользователями. Программы и проекты до сегодняшнего дня не реализованы.
Это связано с тем, что поставленные на государственный учет балансовые запасы титана России сосредоточены, в основном, в коренных месторождениях со сложными горно-геологическими и минералого-технологическими параметрами и характеристиками, не позволяющими большинство из них в настоящее время вовлечь в промышленное освоение.
Как констатируют и российские ученые (Л.Быховский, Л.Тигунов, 2007), на балансе РФ преобладают запасы руд, сложенных нетрадиционными минералами, промышленная ценность которых остается проблематичной, и комплексными месторождениями. Более 30% запасов титана России заключено в нефтеносных высококремнистых лейкоксеновых рудах Ярегского месторождения. Около 20% – в титаномагнетитовых рудах Чинейского месторождения, более 5% – в сфен-титаномагнетитсодержащих апатит- нефелиновых рудах Хибинских месторождений. К лопаритовым рудам Ловозерского месторождения приурочено более 2% запасов титана. На этих месторождениях десятилетиями предпринимались попытки практического использования и технологического передела нетрадиционных концентратов, которые не увенчались успехом и, соответственно, запасы титана в титаномагнетитовых, перовскитовых, сфеновых рудах, пока не востребованы.
Кроме этого, титановые, вернее, титансодержащие руды России значительно беднее, чем в основных странах - продуцентах титановых концентратов (Канада, Норвегия, ЮАР, Австралия) - содержание двуокиси титана в главных российских месторождениях в 1.5-2 раза ниже, нежели в аналогичных зарубежных.
Таким образом, в собственно титановых, ильменитсодержащих рудах и россыпях, сосредоточено не более трети балансовых запасов титана страны. При этом, руды и россыпных месторождений уступают по качеству зарубежным аналогам. Как правило, эти месторождения представлены погребенными, иногда глубокозалегающими, залежами сложенными тонкозернистыми песками, с неотработанной технологией извлечения ильменита.
Казалось бы, государственная минерально-сырьевая политика России, на сегодняшний день, не достигла своей основной цели. Использованные инструменты позволили увеличить цифры в государственном балансе запасов страны и заявить о лидирующих позициях России по запасам и базе запасов титана в мире, но оказались недостаточными для вовлечения месторождений в эксплуатацию. В то же время, эта политика привела к следующим основным результатам: в проблему вовлечен крупный российский бизнес взявший на себя обязательства по реализации титановых региональных сырьевых и инфраструктурных проектов, финансовые риски и социальную ответственность; наполнен и наполняется государственный бюджет за счет продажи лицензий на право пользования такими месторождениями, платежей, ренты за пользование недрами.
Можно поставить под сомнение «рыночность» и правильность использованных государством законодательных и институциональных механизмов минерально-сырьевой политики (лицензирование недр, размещение госзаказа, государственный баланс запасов и связанные с ним институты, управляемость бизнеса и пр.), при продаже таких сырьевых активов. Но можно не сомневаться, что такие факторы как: благоприятная конъюнктура рынка, продолжающаяся разработка технологий извлечения титана из нетрадиционного минерального сырья, а, самое главное, последовательность России в собственной минерально-сырьевой политике, в ближайшей перспективе может привести к достижению и обозначенной основной цели и созданию полноценной горно-металлургической и химической титановой индустрии, что, в свою очередь, основательно укрепит позиции РФ на мировом рынке.
Свидетельством этому, является консолидация усилий компаний «Ариком» (недостающее сырьевое звено) и ФГУП «Рособоронэкспорт» (25-27% мирового производства губчатого титана и 15% мирового производства металлического титана и его сплавов) и подписание соглашения, в конце 2007 года, о создании в России производства диоксида титана (недостающее звено). Базой нового производства будут руды Куранахского месторождения и ресурсы ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
Происходящие изменения в России, не могут не касаться и не затрагивать интересы других стран. Украина обладает мощной и качественной сырьевой базой титана, пока является одним из основных производителей и экспортеров титановых концентратов и пигментной двуокиси, имеет и определенные авиа- и ракетостроительные амбиции. Все перечисленные факторы, потенциально, может быть еще некоторое время, позволят Украине быть одним из самых сильных игроков на мировом титановом рынке.
|
|